Прокуратура разъясняет — 1 часть

Об оружии

Оружие – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Федеральный закон в зависимости от целей использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам различает три вида оружия:

1) гражданское
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» деятельность по приобретению оружия подлежит лицензированию. Лицензия на приобретение оружия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами (в настоящее время – Росгвардия) на основании заявления гражданина Российской Федерации.

Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае:

приобретения оружия государственными военизированными организациями;

приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее — юридические лица — поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями;

приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;

приобретения списанного оружия и охолощенных патронов;

приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия;

приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия.

Лицензия на приобретение оружия действует в течение шести месяцев со дня ее выдачи. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства:

— заявление, составленное по установленной форме,
— документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации,
— документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием,
— медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (представляются гражданами Российской Федерации, впервые приобретающими оружие),
— другие предусмотренные Федеральным законом документы (в зависимости от вида приобретаемого оружия).

Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение месяца со дня его подачи.

Об отказе в выдаче лицензии (с указанием причин) заявителю сообщается в письменной форме. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

 

Предоставление коммунальных услуг

В соответствии с заключенным договором между собственником, нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией предоставляются коммунальные услуги каждому гражданину (часть 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем.

При этом качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 к Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), согласно которым при обеспечении бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Так, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» регламентировано, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С (пункт 2.4).

При нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность ресурсоснабжающей организации по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, за совершение которого предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

Основные принципы правового регулирования в области охоты

Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» любительской и спортивной охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.

Основным принципом правового регулирования в области охоты является использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.

К охотничьим собакам относятся собаки разных пород, выведенные и используемые для помощи человеку на охоте и предназначенные для разных видов охоты. Основные категории охотничьих собак включают гончих, подружейных собак, терьеров и такс. Подготовка и обучение охотничьих собак производится на испытательно-притравочных (тренировочных) станциях, которые относятся к охотничьим хозяйствам и являются местом содержания диких животных.

В случае использования животных для подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в условиях искусственного ограничения свободы движения таких животных, площади их самостоятельного передвижения либо их защитных функций применяются ограждающие конструкции между собаками охотничьих пород и животными, не допускающие жестокого обращения с животными и причинения им физического вреда.

Следует знать, если владелец натравливает собаку (не только охотничью) на другую собаку или иное животное, в случае причинения животному увечий или гибели, он подлежит уголовной ответственности по ст. 245 Уголовного кодекса РФ. Такое деяние влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб., либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Кроме того, поскольку согласно ст. 137 Гражданского Кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе, с владельца собаки, причинившей увечье или гибель другому животному, в силу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ может быть взыскан как материальный, так и моральный вред.

 

Укрывательство

Укрывательство является одной из форм причастности к преступлению. Оно нередко является причиной того, что преступление не удается раскрыть в короткие сроки.

Ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К категории особо тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Около 60 статей (их части, пункты) Уголовного кодекса Российской Федерации содержат описания преступных деяний, отнесенных к категории особо тяжких преступлений: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего; совершенные при отягчающих обстоятельствах похищение человека, незаконное лишение свободы, изнасилование и насильственные действия сексуального характера, грабеж, разбой и вымогательство, получение и дача взятки, подготовка и осуществление террористического акта и др.

Укрывательство представляет собой сокрытие преступника (например, предоставление ему убежища или транспортного средства, изменение его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом), сокрытие средств или орудий совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что оно препятствует своевременному раскрытию преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности, создает условия для их безнаказанности и продолжения ими преступной деятельности.

В качестве наказания статья 316 УК РФ предусматривает:

— штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,
— арест на срок от трех до шести месяцев,
— лишения свободы на срок до двух лет.

Согласно примечания к статье 316 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруги или близкие родственники совершившего преступление лица, к которым относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

 

новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности

С 14 декабря 2020 года вступает в действие новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н.

Согласно данного порядка для оформления листка нетрудоспособности в виде электронного документа лицу необходимо представить документ, удостоверяющий личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета, то есть СНИЛС. Выдача листков нетрудоспособности на бумажном носителе осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Кроме того, скорректированы правила выдачи больничных по уходу за детьми от 7 до 15 лет. В частности, исключено положение о количестве дней, на которые оформляется больничный при уходе за ребенком. Такой больничный лист теперь будет оформляться без ограничений.

Уточнено число календарных дней, на которые выдается листок нетрудоспособности, если уход осуществляется за заболевшим членом семьи старше 15 лет. В настоящее время больничный лист по каждому случаю заболевания при лечении амбулаторно выдается на срок до трех дней. А по решению врачебной комиссии – на срок не более 7 дней.

В соответствии с новым Порядком № 925н в данной ситуации даже без заключения врачебной комиссии листок нетрудоспособности должен выдаваться не более чем на 7 календарных дней по каждому случаю заболевания при лечении в амбулаторных условиях.

Порядком установлены особенности выдачи больничных при карантине, а также при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Так, листок нетрудоспособности выдается гражданам, которые должны быть временно отстранены от работы или находиться на самоизоляции в случае введения ограничительных мер (карантина).

Вышеуказанным порядком также предусмотрена возможность получить больничный лист без личного посещения врача, а при получении медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий. В указанном случае листок нетрудоспособности формируется только в электронном виде. Его вправе выдать врач (фельдшер), сведения о котором внесены в Федеральный регистр медицинских работников.

Если работник на момент наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам занят в разных организациях, ему могут оформить несколько бумажных больничных или один электронный. Во втором случае сотрудник должен будет сообщить номер электронного документа каждому работодателю.

 

Напоминание об ответственности за коррупционные правонарушения

9 декабря признан Международным днем борьбы с коррупцией. Целью учреждения этого Международного дня было углубление понимания проблемы коррупции.

Законодательством Российской Федерации установлено, что коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (а также совершение деяний, указанных выше действий, от имени или в интересах юридического лица).

Статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Так, например, законодательством о государственной гражданской службе предусмотрены следующие меры дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, предусмотрено и увольнение в связи с утратой доверия в случаях:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

 

Информация о возможности для осужденных получения посылок, передач и бандеролей   

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность получения осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей, предельное количество которых зависит от вида исправительного учреждения.

Согласно ч. 8 ст. 82 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

К таким вещам и предметам относится: предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота; все виды оружия, боеприпасы; транспортные и летательные средства передвижения; взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки; деньги, ценные вещи; ценные бумаги, валюта зарубежных стран; оптические приборы; продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи; все виды алкогольной продукции, пиво; духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе; наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний — лекарственные вещества, предметы медицинского назначения, курительные смеси; электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты, электронные носители информации и другая компьютерная и оргтехника; ножи, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв; колюще-режущие и остроконечные предметы, в том числе предметы и тара, изготовленные из стекла, керамики и металла (за исключением алюминиевых ложек, вилок, кружек, тарелок и консервированных продуктов в металлической таре); топоры, молотки и другой инструмент; игральные карты; фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу; любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности); топографические карты, компасы, литература и обучающие видеофильмы по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ; литература, документы либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности; военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней; одежда, головные уборы, обувь и постельное белье (за исключением одного комплекта тапочек, спортивного костюма и спортивной обуви темных расцветок) неустановленных образцов; порнографические материалы, предметы и видеофильмы; татуировочные машинки и принадлежности к ним; электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения мощностью не более 0,5 кВт); вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном Уголовно-исправительным кодексом Российской Федерации.

При этом имеется примечания, согласно которому указанный перечень распространяется на осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, за исключением продуктов питания, денег, ценных вещей, одежды, головных уборов и обуви гражданского образца, постельных принадлежностей и зажигалок.

Все посылки, передачи и бандероли вскрываются, а содержимое их досматривается сотрудниками исправительного учреждения в присутствии адресатов. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются и по ним принимается решение в соответствии с Правилами. Содержащиеся в передачах запрещенные вещи возвращаются передающему их лицу с указанием причин возврата

 

Избирательное право

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В Российской Федерации активное избирательное право (право избирать) принадлежит гражданам России, достигшим 18 лет.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

За нарушение законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Под избирательным административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на избирательные права, за которое Кодексом Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность.

В Кодексе закреплены 25 составов административных правонарушений.

Перечень правонарушений включает не только нарушения, выявленные в деятельности кандидатов и избирательных комиссий, но и нарушения в деятельности представителей средств массовой информации, граждан и иных лиц.

За совершение правонарушений виновные лица несут ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта правонарушения: для физических лиц он может составлять от 500 рублей, а для должностных лиц — от 1000 рублей.

Так, за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (статья 5.1 КоАП РФ).

Наибольшее количество статей главы 5 КоАП РФ посвящено предвыборной агитации (статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15). Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации. В данных случаях наказание варьируется от 500 рублей до 100000 рублей.

Более тяжкий вид ответственности предусмотрен Уголовным кодексом Российской Федерации.

Например, статьей 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий ответственность наступает вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет. Статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Помимо указанных деяний, уголовная ответственность предусмотрена за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня (статья 142.2 УК РФ) то есть выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для возможности голосования за иных избирателей или более двух раз в ходе одного и того же голосования, или за выдачу уже заполненных бюллетеней. Такие действия наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

Однако, по указанной статье подлежат ответственности не только члены избирательной комиссии, но и граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании за избирателей, не пришедших на выборы, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования. Такие субъекты подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, а также за совершение такого деяния можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

 

Федеральное законодательство о противодействии коррупции обязывает организации разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции

Федеральное законодательство о противодействии коррупции обязывает организации разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции.

Под противодействием коррупции в рамках Закона понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.

В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях любой формы собственности Министерством труда и социальной защиты РФ утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции.

 

За курение в подъезде — штраф

Многие владельцы квартир в многоэтажных домах, курящие в подъезде, не знают о том, что их действия попадают под нормы федерального законодательства и влекут административную ответственность в виде штрафа.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон № 15 от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Курение запрещено во всех общественных местах: в общественном транспорте, остановках, на территориях молодежных и детских учреждений, в подъездах, а также где работают, проживают или отдыхают люди.

За нарушение требований закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 500 до 1500 рублей (ч.1 ст.6.24 КоАП РФ). Более жесткое наказание – от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч.2 ст.6.24 КоАП РФ).

К административной ответственности могут привлекаться только лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

В многоквартирных домах курение строго запрещено: в подъезде, лифте, под окнами, в непосредственной близости от входа в подъезд. Такой запрет обусловлен тем, что табачный дым может попадать в организм некурящих людей, нанося непоправимый вред их здоровью. По этой причине курение разрешено лишь в специально отведенных для этого местах, вдали от жилых домов и значительных скоплений людей.

Курение в подъезде разрешается в специально отведенных для этого местах, оборудованных вытяжкой и системой вентиляции.

В том случае, если урегулировать конфликт с курящим в подъезде лицом не представляется возможным, следует обратиться в полицию с соответствующей жалобой. Доводы жалобы надлежит подтвердить доказательствами – фото или видео материалами, устными и письменными показаниями свидетелей-очевидцев нарушения и т.д. По поступившему на курящего в подъезде соседа заявлению проводится проверка, по результатам которой по истечении 10 дней принимается одно из решений: о возбуждении дела об административном правонарушении, о мотивированном отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжаловать принятое по обращению решение гражданин вправе в прокуратуру.